movie // fear is the mind-killer

Рецензия на "Дюну" Дени Вильнева

Апрель 2020. Два месяца после объявления всемирной пандемии COVID-19. Из доступных развлечений – Netflix, настольные игры и книги. После продолжительных разговоров и анонсов, в сети появляются кадры из предстоящего фантастического фильма "Дюна" Дени Вильнева, экранизации первой книги гексалогии "Хроники Дюны" Фрэнка Герберта – монументальной глыбы в истории научной фантастики. Для меня этих двух пунктов оказалось вполне достаточно, чтобы увлечься культовым романом и за 6 дней буквально залпом проглотить первую часть. Сюжет фильма с Тимоти Шаламе в главной роли как раз должен охватить ее половину (скорее даже треть, как оказалось после просмотра) и, берясь за вторую книгу, я с нетерпением жду премьеры в декабре 2020.

Увы, ждать "Дюну" на большом экране пришлось чуточку больше. Фильм вышел в прокат 16 сентября 2021. И хотя от даты ожидаемой премьеры до фактической прошел почти год (по всем понятным причинам), новая работа одного из главных режиссеров-визионеров современности Дени Вильнёва («Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие») от этого не стала менее желанной. По моему мнению, "Дюна" – главная премьера 2021 года и на это есть целый ряд причин.

Действие «Дюны» происходит в галактике далёкого будущего под властью межзвёздной империи, в которой феодальные семейства владеют целыми планетами. В центре сюжета оказывается сын из знатного семейства Атрейдес из планеты Каладан, которые получают от Императора в управление Арракис. В пустынях Арракиса добывают особое вещество — «пряность», дорогостоящий наркотик и необходимое для космических перелётов топливо. Однако от измученного тиранией Арракиса никак не могу отказаться ее предыдущие властители, Харконнены, и это становится главной причиной военного переворота, в результате которого погибает Герцог Лето Атрейдес и его войско, а Пол с матерью леди Джессикой вынуждены спасаться в пустыне. Тут их поджидают сразу две смертельные опасности – дикие жители пустыни фремены (вытесненный коренной народ планеты) и гигантские песчаные черви, пожирающие любого, кто ступит на жаркую землю Арракиса.

Так можно кратко описать сюжет "Дюны" Дени Вильнева. Но если быть откровенной, то весь смысл фильма заключается совершенно не в этом. Книги Фрэнка Герберта – это истории о взрослении и принятии себя, осознании избранности и поиске собственного "Я". Это путешествие-познание, молитва против страха и воскрешение сравни божественному. А еще масштабное мультикультурное явление до краев наполненное отсылками к истории, религии и философии, фантастика граничащая с феодальным ладом и первый экологический роман. В целом, глыба неподъемная, за экранизацию которой брались Алехандро Ходоровски (проект был отменён в 1975 году после пятилетней предсъёмочной подготовки и дорогостоящего производства), Дэвид Линч (фильм 1984 года режиссер считает своим личным провалом за всю карьеру) и Джон Харрисон (визуально слабый трёхсерийный мини-сериал для телеканала Sci Fi Channel 2000 года). И только после просмотра "Дюны" Дени Вильнева можно с уверенностью сказать, что культовый роман наконец обрел свою лучшую экранизацию, балансируя на грани высокобюджетного блокбастера и медленного созерцательного кино.

Подчеркивает все это звездный актерский состав о котором только можно было желать. Тимоти Шаламе идеально воплотил тревожность, амбивалентность и в то же время божественную силу Пола Атрейдеса, мальчика, не сильно жаждущего взойти на престол, но обреченного стать мессией Муад’Дибом. Зендея просто создана для того, чтобы "являться" нам и Полу в образах из сновидения и лишь в самом конце обретет себя в роли фременки Чани, а еще станет главным действующим лицом второй части франшизы по словам режиссера. Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Стеллан Скарсгард, Шарлотта Рэмплинг, Хавьер Бардем и Джейсона Момоа – каждый из них завораживает харизмой и становится частью истории будто идеальные элементы одного большого пазла.

И конечно же картинка не собралась бы в целое без колоссальной работы сценаристов Эрика Рота и Джона Спэйтса, оператора Грега Фрэйзера, композитора Ханса Циммера, художника-постановщика Патриса Верметта и авторского видения самого Дени Вильнева. Ведь по факту он воплотил свою давнюю мечту. Являясь большим поклонником книг Герберта, Вильнев обошелся с оригинальной историей как со священным текстом, следуя букве и в то же время пропуская ее через себя. Кому-то может показаться, что за 155 минут экранного времени в фильме ничего и не произошло. Но в этом ли весь смысл, когда на твоих глазах зарождается нечто величественное и абсолютное, а сам поход в кинотеатр приравнивается к иммерсивному, практически трансцендентному опыту.
Оценка: ★★★★★



Follow us on INSTAGRAM, BLOGLOVIN, FACEBOOK & PINTEREST.

Images — courtesy of Warner Bros. Pictures and Legendary Pictures
Yours truly, Christina&Karina.

Christina Vartanova

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Instagram